Правила взаимодействия с семьей

Помните сцену из повести А.С. Пушкина "Дубровский", в которой нового гувернера Маши и Саши Троекуровых, М-r Дефоржа подвергают "шутке" с медведем? Как известно, Кирилла Петрович любил самые разные забавы с медведями, которых всегда держали у него на дворе. Итак…

"Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами - вдруг боковая дверь отворилась - двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... Француз не смутился, не побежал, и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленькой пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу - кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
- Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения".

Таким небезопасным способом пришлось новому учителю завоевывать уважение взбалмошного помещика. К счастью, современному гувернеру или няне не приходится ни попадать в подобные экстремальные условия, ни прибегать к подобным способам самозащиты. И все же задача наладить отношения с семьей непростая. Как заслужить доверие, понравиться? Работа в семье - это взаимодействие со всеми ее членами, а значит с каждым нужно суметь достичь хоть какого-то взаимопонимания.

Еще только договариваясь о работе, мама и воспитатель уже стараются найти точки соприкосновения, но всего сразу не расскажешь и не объяснишь. В идеале работа няни или гувернера выстраивается по запросу родителей: приглашенный воспитатель делает то и так, как от него требуют работодатели. Но как себя вести, если запросы родителей не совпадают (мама требует одного, а папа считает важным другое); если по каким-то причинам выполнить данный запрос невозможно (скажем, возраст ребенка пока не позволяет); если, наконец, сформулированный запрос вовсе отсутствует?

Как быть? Ситуация будет не такой уж "выползающей из рук", если воспитатель постарается придерживаться последовательности в своей педагогической деятельности.

В первую очередь важен высокий уровень педагогической этики. Под этими общими словами понимается умение контролировать себя в рамках определенного статуса, а именно - в пределах ваших действий. Помните, что вы лишь приглашенное лицо, что ответственность за воспитание этого малыша несут родители. Возьмите за правило вмешиваться в детско-родительские отношения либо в том случае, если вас об этом просят родители, либо если вы чувствуете, что можете мягко, тактично разрулить ситуацию, не вклиниваясь во взаимоотношения родителей и ребенка (отвлечь, перевести ситуацию в другую тональность, просто развести "враждующие стороны").

Для того чтобы по возможности сохранять нейтралитет по отношению к методам воспитания малыша в семье, четко сформулируйте для себя рамки присутствия в жизни крохи (например: "Я провожу с ребенком определенное время" или "Я выполняю с малышом такие-то и такие-то задания и процедуры"). Останавливайте в себе закипающее беспокойство, когда вам кажется, что здесь все только и делают, что вредят ребенку, или когда вы задумываетесь о том, что же вырастет из этого малыша… На все подобные мысли ответ такой. Во-первых, в воспитании невозможно предсказать, что именно и как именно повлияет на развитие малыша, формирование его личностных качеств. Во-вторых, у вас как раз есть возможность показать, рассказать ребенку, как нужно делать то-то и то-то, помочь ему выйти из сложной ситуации и т.д.

Поясню и первую, и вторую позиции. Если оглянуться на собственное детство или на детство других взрослых, то можно обнаружить, что иногда "отрицательное" влияние оказывается положительным фактором воспитания. Ребенок в состоянии сделать правильный вывод из увиденного, почувствованного, испытанного им. Отрицательный опыт - это тоже опыт. Мы часто начинаем строить свою жизнь, как бы отталкиваясь от предыдущего опыта, стараясь жить иначе, "не так, как раньше" или "не так, как кто-то". Да и определить, что по-настоящему хорошо, а что уж совсем плохо - невозможно (я не говорю здесь о крайностях, речь идет о разных подходах в воспитании). Как определить: нужно наказывать или нет? Можно ли ребенку все разрешать? Режим дня - это обязательное условие развития? Нет однозначного ответа на эти вопросы и быть не может. Потому что ответ зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуальных особенностей воспитателя.

Кроме педагогического такта, няне или гувернеру необходимо умение адекватно оценивать собственную деятельность и умение спокойно и трезво относиться к тому, как его работу оценивают родители. Помните: о няне, гувернере иногда судят не по тому, насколько профессионально выполняется основная задача - уход за ребенком и его воспитание, а по тому, как… няня зонтик держит. Кроме того, зачастую родители не могут озвучить свое реальное отношение к тому, что делает приглашенный педагог: о чем-то не знают, как сказать, о чем-то говорить неудобно, о чем-то вообще стараются умалчивать. Но это не означает, что это "что-то" не оценивается и не влияет на степень доверия, на авторитет педагога.

Именно поэтому одно из наиболее важных качеств педагога - это способность к саморефлексии - систематическому подведению итогов прошедшего дня: что удалось, о чем остается сожалеть, что требует дополнительной корректировки, а что очень порадовало. Бывает, няня лишается работы только из-за того, что вовремя не обратила внимания на косые взоры мамы (бабушки), указывающие на нежелательность того или иного жеста самой няни или поведения ребенка, допускаемого няней. А постоянный контроль за собой - это еще и стимул к профессиональному росту: систематически отслеживая собственные промахи, неудачи или ошибки (все случается, потому что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает), педагог совершенствует собственную компетентность. В работе с детьми приходится очень быстро находить неожиданные решения, уметь "развернуть" поведение ребенка в свою сторону (привлечь внимание, создать положительное впечатление). Все это достижимо, если воспитатель замечает и анализирует те или иные реакции ребенка на поступки, жесты, интонации воспитателя, другого взрослого.

И еще одно правило взаимодействия педагога (воспитателя, няни) с ребенком в семье: всегда задавать себе вопрос "зачем я это делаю?". Или, иными словами, стараться не делать лишнего (суета, ненужные запреты и чрезмерное педагогическое воздействие никогда не были плодотворными и конструктивными в воспитании) и всегда быть готовым ответить на вопрос о целесообразности своих действий. Встречая сопротивление или непонимание своих требований или педагогических действий, проверьте их на целесообразность, прежде чем добиваться их неукоснительного выполнения. Так вы будете производить впечатление компетентного и вызывающего уважение человека, а у родителей появится возможность прислушиваться к вашим суждениям, если они не чувствуют себя уверенными в деле воспитания малыша.

Семьи, которые ценят свое время и комфорт, обращаются именно к нам.
С уважением,  КА "Забота".